Ак Барс Аэро летит на закат

Ак Барс Аэро летит на закат
Как сообщили источники БИЗНЕС Online вавиатранспортной отрасли Татарстана, вближайшее время АкБарс Аэро может остановить свои регулярные рейсы. Если это так, то, несомненно, давно назревавшее решение поперевозчику ускорили кризис, падение пассажиропотока идевальвация рубля. Но, поданным источников, рассматривается ивариант спасения авиакомпании это втой или иной форме передача ееТатнефти, которая уже берет под свое крыло аэропорт Бугульма. Сам перевозчик данную информацию некомментирует, хотя инеотрицает.
ЗАКРЫВАЮТ ГЛУБИНУ ПРОДАЖ, ЧТОБЫ НЕСОЗДАВАТЬ ВАЛ ПРОБЛЕМ Как стало известно БИЗНЕС Online, ОАО АкБарс Аэро (АБА) ограничило глубину продаж билетов насвои рейсы 11 января 2015года. Официального сообщения обэтом состороны АБА нет, ноограничение подтверждают всправочной авиакомпании. Идет изменение расписания, сказали там корреспонденту БИЗНЕС Online. Ждем разрешения Росавиации, накаких направлениях будем летать.
Более точные данные пообещали предоставить после 20-х чисел декабря. Такое объяснение выглядит настораживающе: сформированное сезонное расписание меняют крайне редко. Сразу несколько источников БИЗНЕС Online вавиатранспортной отрасли Татарстана сообщили нам, что речь идет неовременной заморозке, аопрекращении регулярных рейсов. Такое бывает закрывают глубину продаж, чтобы несоздавать вал проблем, неподвести пассажиров, говорит один изних.
Исполнительный директор АБА Васил Каюмов, ккоторому мыобратились закомментарием, нестал опровергать эти сведения: Пока немогу этого прокомментировать, ответилон. Пока невыйдем накакую-то конкретную основу, нехотелосьбы что-то говорить. Есть еще вопросы. Сложности, которые были иокоторых мысвами беседовали, когда ятолько в авиакомпанию, никуда неделись.
Напомним, вмарте 2014 года Каюмов, заступая напост, охарактеризовал положение дел вавиакомпании как самое удручающее: Конечно, вомногом это невина компании, аеебеда. Тут ведь инаслоение произошло: АкБарс Аэро, ликвидирующаяся авиакомпания Татарстан. Как говорится, кони, люди, копыта, рога все смешалось. Когда президент ставил мне задачу, сказал: Ябы хотел, чтобы республиканская авиакомпания сохранилась.
Задача очень трудная пока экономики здесь невидно, нобудем работать. ЛИЗИНГ ВВАЛЮТЕ, АВЫРУЧКА ВРУБЛЯХ Проблемы уАБА действительно начались несегодня. Согласно отчетности заблагополучный 2013год, при росте выручки перевозки оказались низкорентабельными. Наплаву компании позволила остаться лишь солидная поддержка избюджета 364млн. рублей.
Акакой результат возможен вкризисное время? Поданным Росавиации заянварь-октябрь 2014года, количество перевезенных пассажиров уАБА упало на11,6%, загрузка кресел уменьшилась на3,7%. Вконце прошлой зимы вСМИ просочилась записка для правительстваРТ, якобы написанная предыдущим исполнительным директором АБА, стремительно уволившимся изкомпании после полутора месяцев работы. Заканчивалась она следующим выводом: Вслучае продолжения текущей коммерческой политики, исходя изтенденций января начала февраля, авиакомпания отрегулярных полетов наCRJ200 получит в2014 году не92миллиона рублей прибыли (план), аоколо 1,5 – 2 миллиардов убытка.
Эти данные никто неопровергал. Последний гвоздь вбивает кризис. Незнаю, что происходит конкретно в АкБарс Аэро, новцелом поотрасли дела очень иочень неважные, констатировал вбеседе с БИЗНЕС Online главный редактор отраслевого портала Роман Гусаров. Мывидим спад спроса наавиаперевозки несмотря наторжественный отчет министра, что они выросли.
Динамика очевидна: бронирование упало процентов на30 – 40 посравнению сэтимже временем прошлого года. Сильно бьет ипадение курса рубля: самолеты влизинге, ставки вевро идолларах, адоходы восновном врублях. Незнаю, чем это закончится, новыживут лишьте, укого есть приличный запас прочности, чтобы пережить 2015год. Поэтому возможная остановка деятельности АкБарс Аэро совершенно не удивительна.
Тогоже мнения придерживается председатель совета директоров группы компаний Тулпар Азат Хаким. Учитывая финансовое состояние АкБарс Аэро, остановка полетов былабы логичным шагом, отметил онвбеседе скорреспондентом БИЗНЕС Online. Тем более вал проблем нарастает увсех авиакомпаний. Думаю, если это так, токризис просто подстегнул данное решение.
Накопленные долги нереально вернуть засчет авиационной деятельности. Выйти изсложившейся ситуации, которая усугубилась после принятия части долга обанкротившейся авиакомпании Татарстан, было совершенно нереально, прокомментировал БИЗНЕС Online ситуацию советник генерального директора ОАО Казанское авиапредприятие Магомед Закаржаев. Втаких случаях вавиации важно неопоздать. Впрочем, незнаю, какое решение принято поАБА: санация или банкротство.
ПИЛОТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В90-Е Что тревожит: если АБА действительно прекратит свою деятельность, ееработникам придется очень непросто. Пословам экспертов, сегодня вРоссии появилось много безработных летчиков. Ситуация запоследние полгода сильно изменилась, констатирует Закаржаев. Пилоты невостребованы, уже много тех, кто безуспешно ищет работу.
Из-за наметившегося спада авиаперевозок многие авиакомпании сокращают летный состав, аоставшемуся урезают зарплату. Думаю, ситуация будет только ухудшаться. Словом, возвращаемся в90-е годы. Инженеры итехники тоже сложный вопрос, согласен сним Гусаров.
Например, ЮТэйрзакрывает водном изгородов свой технический центр, иуже пошли письма, протесты. Если технический центр закрывается водном городе, надо ехать вдругой, что сейчас тоже крайне сложно, ктомуже увсех есть семьи, квартиры. Словом, найти место под солнцем будет трудно. Скажется исчезновение АБА инапассажирах.
Если напопулярных направлениях найдутся авиакомпании, желающие перехватить поток, то, кпримеру, нарейсах изБугульмы, барсов врядли кто-нибудь заменит. Отдельный вопрос судьба статуса регионального консолидатора перевозок поПФО, который год назад перешел кАБА отавиакомпании Татарстан. Вотрасли уже некоторое время ходят разговоры отом, что эту роль вместе сполагающимися субсидиями передадут авиакомпании Оренбуржье. Еегенеральный директор Сергей Калиновский рассказал БИЗНЕС Online, что осведомлен обэтих разговорах, нофактов пока нет.
ВРосавиации, куда мыобратились закомментарием, ответа нанаш запрос недали. Хаким полагает, что вариант сОренбуржьем вполне реален: ВОренбурге грамотно подошли квопросу организации перевозок, врезультате и влидерах, и Оренбуржьекак региональный перевозчик. Впрочем, все участники проекта региональных перевозок отмечают мизерную рентабельность полетов, авкризис эта госпрограмма ивовсе может быть поставлена под вопрос. ПОЛОВИНА САМОЛЕТОВ АВИАКОМПАНИИ НИКОМУ НЕНУЖНА Что будет ссамолетами АБА (укомпании влизинге 15CRJ200 и15Cessna Grand Caravan)?
Возврат лизингодателю всегда сопряжен ссерьезными штрафными санкциями, поэтому авиакомпании обычно стараются передать свой договор другому перевозчику, отмечает Гусаров. Косвенным подтверждением того, что процесс пошел, может служить переоформление лизинга пяти Cessna Grand Caravan, очем БИЗНЕС Online позавчера. Ноесли сэтими самолетами особых проблем может иневозникнуть, топопарку канадских машин есть вопросы. Спроса наCRJ200нет, уверен Хаким.
Почему? ВРоссии ихвзяли назамену Як-40 иАн-24 просто потому, что вариантов небыло: отечественный парк весь вышел, надо было начто-то переходить, асамыми дешевыми были CRJ200. Поэтому большинство авиакомпаний, эксплуатировавших Ан-24 иЯк-40, хотели они того или нет были вынуждены перейти наних, другие варианты были очень затратными. Почему CRJ200 стал дешевым?
Оннеэффективен вэксплуатации, имногие зарубежные компании отнего отказались. Сним солидарен Закаржаев: Предполагаю, что будут проблемы стем, куда деть CRJ200. Возможно, лизинговые самолеты вернут лизингодателю, асобственные, если они есть, надо будет как-то пристраивать, наэтот счет, наверное, есть наметки. Авообще, строить коммерцию наподобного класса самолетах очень трудно маловместительные, дорогие вобслуживании, сбольшими издержками наодного пассажира.
Слышал нелестные отзывы оних иотгенерального директора ЮТэйрАндрея Мартиросова, который тоже имел удовольствие эксплуатировать CRJ200. НАДЕЖДА НАТАТНЕФТЬ? Впрочем, пословам наших источников, АБА непрекратит существование, абудет переформатирована вновую авиакомпанию сучастием Татнефти. Внимательно отнестись кэтой информации заставляет недавняя новость отом, что нефтяникам аэропорт Бугульма, сегодня входящий вструктуру АБА. БИЗНЕС Online направил вТатнефть соответствующий запрос, нонамомент выхода материала комментария получено небыло. Хаким считает вариант сТатнефтью вполне реальным: Если она возьмет аэропорт Бугульма, товедь надо, чтобы кто-то туда летал, аавиакомпании вБугульму точно вочередь невыстроятся.
Для чего тогда содержать аэропорт? Поэтому следующий логичный шаг попытаться возродить Бугульминское авиапредприятие ( изначальное название АБА авт. ), но под эгидой Татнефти. Кстати, всередине 90-х – начале 2000-х она уже предпринимала попытку создать нечто вроде своей авиакомпании Татнефть Аэро. Унее были два Ту-154 (сдавали варенду Ирану) иодин Ту-134в варианте салона.
Укомпании было несколько акционеров, втом числе Татнефть, напомнил Хаким. Потом один учредитель вышел, второй, иеерешили закрыть. Отметим, что переход авиакомпании под крыло нефтяного гиганта будет означать снятие нагрузки схолдинговой компании АкБарс несмотря навсе разговоры опередаче АБА вСвязьинвестнефтехим (вопрос это считался какбы ). Когда разваливалась авиакомпания Татарстан, СИНХу было сказано: курируйте АкБарс Аэро впереходный период, рассказал поэтому поводу Каюмов.
Тогда СИНХ свое плечо подставил. Ноформально все пакеты акций, 97с чем-то процентов, остались вхолдинге АкБарс. НАЧИНАТЬ НАДО НЕС ХОТЕЛОК, АСЭКОНОМИКИ Суходом АБА Татарстан лишается (вовторой раз) национальной авиакомпании. Возможности вернуться наэтот рынок вдальнейшем уреспублики невелики.
Покрайней мере вближайшие два-три года обэтом даже думать нестоит, полагает Гусаров: Заэто время восстановления рынка мынеувидим. Апока более крупные авиакомпании будут выживать засчет уменьшения количества игроков. Беда авиакомпаний Татарстана втом, что ниодна изних несмогла вырасти доперевозчиков федерального уровня. Да, через несколько лет начнется рост пассажиропотока иможет появиться возможность создания новой авиакомпании, новклиниться всегмент магистральных перевозок будет очень сложно ниша будет занята основательно.
Перспективы заметны только всоздании регионального перевозчика, например, поПФО. Такие рейсы рано или поздно пойдут, ипод них понадобится солидная компания, сбольшим парком измаленьких самолетиков. Амагистральные. Сейчас Победа пошла, думаю, она встанет инаКазань, итогда конкурировать сней будет очень сложно, особенно если это будут массовые, сбольшой частотой, относительно дешевые перевозки. Явсегда был сторонником объединения профильных авиаперевозок ипрекращения ненужной конкуренции внутри Татарстана, говорит Закаржаев.
Лучше иметь одну-две крупные, твердо стоящие наногах компании, чем дробиться намаленькие карманныефирмочки. Адальше надо смотреть может, современем возродить национальную авиакомпанию. Спад все равно пройдет, многие потеряются вэтот кризис, ноутех, кто сохранится, будут хорошие шансы. После кризиса бывает бурный рост авиаперевозок, и, если возрождать национальную авиакомпанию, лучше подготовиться кэтому сейчас.
Шанс всегда есть, нонадо понять: адля чего и какими средствами? говорит Хаким. Необходимо начинать сэкономики, анесхотелок, чтобы неполучилось, как сТатарстаном иАкБарс Аэро. Еслиже новой полноценной пассажирской авиакомпании появиться несуждено, мысможем утешаться мыслью, что зато уТатарстана один изсамых больших исовременных вРоссии бизнес-джетов: 11VIP-бортов, несчитая мелочи вроде десятка неменее крутых вертолетов. Имлюбой кризис нипочем.