Профессия: Реставратор мебели

Профессия: Реставратор мебели
До того как я поняла, что хочу быть реставратором мебели, я успела закончить педагогический колледж в родном Тольятти, поступить в педагогический институт, поработать немного в школе, переехать в Петербург, простоять в магазине за кассой несколько лет. В Петербурге всего три колледжа, где можно отучиться на реставратора мебели. А именно эта профессия мне приглянулась наряду с ювелиром. Но второй вариант довольно быстро отпал, так как, судя по отзывам, ювелир выпускник колледжа устраивается на завод и собирает там цепи пять дней в неделю с утра до вечера. С профессией реставратора все выглядело заманчивее. Во время обучения, которое длилось два года, я поняла, что профессия моя довольно редкая, а хорошие специалисты еще бОльшая редкость. Посудите сами: по старшинству я была второй в группе, и как раз с девочкой, которая была старше меня, мы и составляли сознательную часть группы, которая действительно хотела стать тем, на кого училась. Остальные выпускники 9-го класса школы пришли в реставрационный колледж по разным, отличающимся от нашей, причинам. Несмотря на малое количество хороших специалистов, устроиться на работу в мастерскую не так уж просто. Мир реставраторов довольно маленький и закрытый: для того, чтобы попасть на собеседование, на котором соискатель уже проявляет себя, необходимо иметь хорошую рекомендацию. В моем случае меня рекомендовала преподавательница. На собеседовании кандидату задают вопросы, связанные с профессией, но не просят отреставрировать венский стул, например, зато бывают другие, более неожиданные просьбы. Первое время меня не устраивала зарплата в той фирме, в которой я сейчас работаю, и я посетила одно собеседование, на котором меня попросили показать руки. Это было связано с моим упоминанием того факта, что я занимаюсь отделкой (то есть покрасочными работами, финальным покрытием изделия) мебели. А всем известно, что такие покрасочные материалы, как, например, политура, морилка, отмываются полностью с трудом, если работа с этими материалами идет непрерывно, а на обработку рук времени жалко. Отделка помимо покрытия изделия включает в себя шлифовку, ошкуривание, грунтовку, заполнение мелких дефектов воском и т. д. Этим я и занимаюсь на рабочем месте. Вообще же видов реставрационных работ много: восстанавливают фасады зданий, мебель, изделия из металла, текстиль (например, в Петербурге была выставка исторического костюма, на которой была представлена одежда XVIIIXIX веков, которая вряд ли сохранилась бы без аккуратного вмешательства извне реставраторов). В колледже нас обучали трем основным направлениям: реставрация изделий из дерева, реставрация декоративной штукатурки и реставрация настенных росписей. Как и во всех учебных заведениях, на последнем (для меня втором) году обучения необходимо было выбрать направление. Тогда я задумалась о реставрации отделочных покрытий, прикидывая, как смогу делать ремонты себе и всем знакомым. Но, поразмыслив и вспомнив практику, решила, что с мебелью будет интереснее работать. Параллельно я посещала также факультативы по резьбе, мне очень нравилось. Но так как в итоге работа моя не связана с резьбой, то навык потерялся. Может, когда-нибудь вернусь к этому направлению. На примере частного заказа продемонстрирую, как работает наша мастерская. Чаще всего старинная мебель попадает в руки людей тремя способами: либо она покупается на блошиных рынках Европы, либо достается в наследство, либо покупается у владельцев. Допустим, в мастерскую приносят стул, у которого не хватает ножки, обивка поедена насекомыми, а на невидимой глазу нижней поверхности стула похоронены эти самые насекомые и еще много всего нелицеприятного, тогда наша команда действует по следующей схеме. Вначале обойщик снимает обивку, затем столяр изготовляет и приделывает недостающие детали. Потом снимается покрытие (если требуется) и заново подбирается цвет и наносится финальное покрытие лак или воск. При этом все сотрудники мастерской взаимозаменяемы, реставратор вообще должен уметь делать все. Если дать прочитать вышеописанные действия со стулом сотруднику того же самого Эрмитажа, то он сочтет наши действия кощунством, потому что глобально реставрация это минимальное вмешательство в изначальное дореставрационное состояние предмета. Но в частной мастерской последнее слово остается за клиентом. Единственное, что можно сделать, когда приведены доводы в защиту реставрируемого предмета, это отказать клиенту в оказании услуг. P От знакомых реставраторов знаю два примера. В первом случае после долгих уговоров мастер все-таки покрыл набор старинных стульев начала ХХ века ярко-сиреневой краской цветом, который понадобился клиентке, владелице фотостудии, для очередной фотосессии. Другой же мой знакомый отказался от предоставления услуги, когда ему необходимо было закатать (то есть покрыть настолько плотно, чтобы была не видна структура материала) старинный буфет орехового дерева в черный цвет. Подобные отказы могут позволить себе чаще всего частные мастера, работающие в одиночку, на себя. Они теряют прибыль, так как в их случае оплата труда сдельная. Такая же она бывает и в некоторых мастерских, но встречается и не реже заработная плата постоянная и нормированная, попросту говоря, оклад. Очень приятно находить сюрпризы из прошлого в мебели. Однажды привезли ломберный столик, купленный на французском аукционе, ключи были потеряны и при вскрытии обнаружились: блокнот с записями о счете игр, датированными 1900 годом на французском языке, карты, кастаньеты. Знакомые реставраторы находили в мебели и более материально ценные предметы, например, в старинном диване как-то были найдены золотые монеты екатерининской эпохи. Мир реставраторов закрытый и снискать в нем славу и признание не так-то просто. Два года моей кропотливой работы это только начало пути. Теоретические знания тоже никогда не бывают лишними, и поэтому сейчас я посещаю курсы по истории искусства в Эрмитаже. В будущем планирую также стать 1. Институт искусства реставрации Есть бюджетные места. Квалификации: архитектор-реставратор и реставратор памятников архитектуры и архитектурной среды м Тимирязевская, Дмитровское ш. , 9Б стр. 2 2. Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова Есть отдельный факультет искусства реставрации. м. Сокол, Волокаламское ш. , 9 3. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова м. Тургеневская, м. Чистые пруды, ул. Мясницкая, 21 8-495-628-39-30, 8-495-621-14-67 приемная комиссия 4. Реставрационное училище 88 (строительный колледж 26) Профессии: Реставратор декоративно-художественных покрасок, Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, Реставратор памятников деревянного зодчества и произведений из дерева. Обучение на базе 9 классов, продолжительность 3 года. м. Кожуховская. ул. Трофимова 27, к. 2 8-495-710-21-77, 8-495-710-21-49 5. Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр им. Академика И. Э. Грабаря Стажировки, повышение квалификации, участие в мастер-классах. м. Курская, ул. Радио, 17 к. 6 6. Русская Академия Ремесел Курсы Реставратор мебели (4 месяца) 50 000руб. м. ВДНХ, ул. Касаткина, 3 7. Православная школа искусств Троица м. Октябрьская, ул. Крымский вал, 8, к. 2 (офис, где проводится запись на занятия) Реставратор может работать в государственном учреждении, в частной мастерской или сам на себя. В первом и втором случае заработная плата четко установлена (оклад) и зависит от квалификации мастера и соответственно от сложности выполняемых им работ, и на начальном этапе составляет 30 000-40 000руб. P Мастеру, работающему частным образом, приходится искать клиентов. Это происходит чаще всего через так называемое сарафанное радио и по рекомендации знакомых коллег. Частный мастер самостоятельно устанавливает стоимость работ и может зарабатывать до 150 000руб. в месяц.