Турболет или летающая мебель.

Турболет или летающая мебель.
Здравствуйте! СегодняP темой будут совсем необычные летательные аппараты, на которыеP лучше смотреть, чем о них говорить. Однако, совсем без слов все же не обойтись. ИтакP турболет. ТакоеP названиеP появилось в Советском Союзе,P и оноP как нельзя лучше подходит к этим, мягко говоря,P странным летающим машинам. Вторая половина пятидесятыхP годов стала эрой все более ускоряющегося развития реактивной авиации. ПоявлялисьP типы самолетов, имеющих не только обновленную конструкцию, но и новый, необычный принцип взлета. Конструкторы вплотную занялись разработкой самолетов, которые бы могли,P имея турбореактивный двигатель, не только быстро и высоко летать, но и при этом взлетать с небольших площадок с малым разбегом, а то и вовсе без него, то есть вертикально. Ведь известно, что и высотные самолеты обычно требуют для взлета и посадки достаточно протяженные взлетно-посадочные полосы (ВПП), что может отрицательно влиять на их боевые возможности. Кроме того в этот же период времени человечество уже вплотную подобралось к началу научного освоения космоса. И нужно былоP готовиться к тому, что летательныеP аппараты, созданные руками человека должны будут осваивать безвоздушное пространство, садиться на Луну и другие не менее заманчивые планеты. Любые технические научные исследования, чаще всего, логически завершаются созданием экспериментального образца техники, который проходит всесторонние испытания для подтверждения правильности теоретических расчетов. Именно таким аппаратом и стал, созданный в СССР вP 1955 году турболет. По виду это очень странная машина. Если не знать, что он летает, никогда об этом не подумаешь. У него нет ни крыла, ни хвостового оперения. Только установленный вертикально РД-9БП (ранее использовалсяP РД-45, такой как на истребителе МИГ-15), коробка кабины пилота, топливные баки (2 штуки), да куча ферменныхP конструкций. Этот аппарат поднималсяP и держался в воздухе за счет реактивной струи двигателя. Управлялся с помощью газовых рулей (струй, выходящих из специальных сопел), расположенных на вынесенных фермах конструкции, а такжеP специальных рулей, которые находилисьP в сопле двигателя (это что-то типа плоских пластин, отклоняющих реактивную струю в ту или иную сторону). P Двигатель имел тягу 2835 кг, а сам аппарат весил 2340 кг. Турболет испытывался знаменитым летчиком-испытателем Юрием Александровичем Гарнаевым, исключительным профессионалом и человеком высокого мужества (в следующем ролике показан именно он). Испытательные полеты были очень опасны. Турболет не обладал большой устойчивостью, вероятность опрокидывания была достаточно высока. И в случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро. В 1958 году турболет был показан на авиационном празднике в Тушино. Эффект, сами понимаете, был грандиозным (вот уж завидую тем, кто это видел ). Аппарат прошел всю программу испытаний практически безупречно и сейчас хранится в авиационном музее в Монино. А весь неоценимый научно-технический материал, собранный в процессе испытаний в дальнейшем был использован при создании первого советского экспериментального самолета вертикального взлета и посадки (, а в дальнейшем и первого серийного СВВП. Это был наш первый морской штурмовик, базировавшийся на авианесущих крейсерах типа Киев, Минск. Однако! Встает закономерный вопрос А причем же здесь мебель? Все очень просто. Турболет, ну совсем никак не походивший на что-нибудь летающее получил несколько прозвищ,P и все они мебельного характера. В испытательской среде его звали летающей табуреткой, корресподенты назвали летающим столом. СуществовалоP и название летающая этажерка. Но интересно то, что у турболета был, так сказать,P собрат по мебельным наклонностям. Это английский летательный аппарат очень похожей конструкции, построенный в 1954 году с целью исследований по программе. Назывался он Flying Bedstead, что вполне можно перевести на русский, как летающая кровать. Этот аппарат был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Nene turbojet тягой по 1840 кг. А сам весил 3400 кг. То есть запас по тяге для того, чтобы удержаться в воздухе у него был всего 280 кг. Аппарат оказался очень ненадежным. Оба построенных экземпляра по очереди потерпели аварию. В одной их них погиб пилот. В дальнейшем конструкторы при разработке истребителя Харриер (со всеми его модификациями) отказались от принципа подъемной системы, примененной на Flying Bedstead. Еще один турболет появился позже у американцев в 1964 году, когда они в плотную занялись своей лунной программой. Но похоже этот аппарат уже не удостоился чести оказаться какой-нибудь табуреткой или кроватью. По крайней мере мне об этом ничего не известно. Вот такие бывают интересности в нашей авиационной истории. Их, на самом деле,P достаточно много и каждая следующая увлекательнее предыдущей. Постараемся же о них узнать как можно больше Фотографии кликабельны. No related posts.