Открытый диалог с клиентом: специфика современной деятельности архитектурного бюро

Стараниями СМИ, за последнее десятилетие профессии архитектора, дизайнера и декоратора перекочевали из разряда глубоко уважаемых и нужных, в исключительно творческие, и по непонятной для автора причине — требующие весьма скромных знаний и опыта. Молодые люди руководствуясь романтическими соображениями, хотят повсеместно выражать себя, не понимая что по долгу службы они вынуждены будут исполнять пожелания других людей, генерируя идеи исключительно сквозь призму чужих представлений о комфортном пространстве.

Сам заказчик, как человек потенциально далёкий от тонкостей образования конечного дизайнерского продукта, иногда не только мешает эффективно его реализовать, но и открыто идёт на конфликт с дизайнером из-за своего сиюминутного желания. В этом случае, длительные встречи только подогревают недоверие и часто ведут к разрыву договора. Чтобы максимально исключить подобный сценарий, рассмотрим поэтапно диалог с клиентом, и ошибки, которые архитектурные бюро совершают даже вопреки многолетнему опыту.

 

1. Первое обращение или «сделайте мне красиво»

Красота, несомненно, является первопричиной и спасительной соломинкой нашей планеты, но трактует её каждый по-своему. Важно, чтобы ещё до начала разработки проекта вы досконально осведомились у заказчика о том, что именно он считает красивым и что, по его понятию, является идеальным пространственным решением для заданных помещений или дома. Так, ещё в годы своей молодости автор не раз обжигался о собственный профессионализм, на слыша желаний заказчика и неизменно теряя его расположение в бесконечных спорах о цвете, фактуре и мебели. Много воды утекло, пока осознание важности первоначального сбора информации пришло и ко мне. Теперь же, преодолев некий внутренний барьер, я не стыжусь спрашивать, ибо многочисленные вопросы не способны унизить профессиональное достоинство в глазах окружающих.

 

2. Изучение задачи, умение задавать уточняющие вопросы

Сквозь опыт прожитых лет, многие с ностальгией вспоминают красивый слог эпистолярного жанра, долгие разговоры по телефону и редкие, долгожданные посиделки с любимыми друзьями. Всё же оттенок ожидания появляется только при встрече с знакомыми и приятелями и недопустим в диалоге с заказчиком. В наше время, присутствует достаточно новшеств и технических разработок, которые позволяют узнать мнение клиента в любую удобную для вас и него минуту. Передать чертежи комнаты, предложить готовую мебель от проверенного производителя, получить согласие на изменение чего-либо в уже готовом проекте и даже увидеть заказчика на мониторе своего планшета – не проблема, благодаря доступному интернет соединению, а потому, любая недосказанность лежит полностью на плечах разработчиков и в частности – архитектора. Добавлю от себя лично ещё одну новость. В сфере программного обеспечения для архитектурных бюро скоро ожидаются некоторые изменения. На ряду с привычным SketchUp Make, Ashampoo Home Designer Pro, Autodesk Homestyler, Sweet Home 3D, выйдет функционально новый продукт под наименованием «Сube», позволяющий грамотно вести диалог в онлайн режиме, разрабатывать интерьерное оформление используя готовые продукты от российских производителей, и максимально упростить диалог с клиентом, сведя его к чётким задачам. Очевидно, что этот продукт может заинтересовать многих, поэтому я постараюсь в следующей публикации написать о нём более подробно.

 

3. Подготовка предложения и сдача объекта

Пожалуй, из всех этапов работы над объектом, этот можно назвать самым ответственным и требующим открытого диалога. Исходя из собственного опыта, могу сказать что главным в обсуждении считаю постановку последних акцентов и утверждение конечного вида объекта. Тем не менее, отсутствием окончательно сформированной идеи, а вернее – отсутствием логической точки в диалоге с заказчиком грешат многие. Такая ситуация может не привести к серьёзным последствиям, но чаще всего, ведёт к постоянному изменению заказчиком элементов интерьера, что варьирует общий вид конечного продукта и делает его непредсказуемым даже для клиента. Хочется также особое место отвести изменениям сроков сдачи объекта в эксплуатацию. На своём горьком опыте я однажды почувствовал силу фразы «постараемся закончить быстрее», которая для заказчика превратилась в клятвенное заверение сдачи готовой квартиры на неделю раньше документально заверенного срока. В тот раз, мне повезло грамотно уйти от отмены контракта благодаря лояльности подрядчика, но желание играть со «стараниями» отбилось напрочь. Общее же правило, которое я усвоил навсегда: никаких «постараемся», «возможно» и «скорее всего», ведь существуют простые «да» и «нет».

Вопреки всеобщему мнению, архитектор как специалист, и архитектурное бюро как инстанция, должны решать много вопросов связанных со стройкой, используемыми материалами, применяемыми технологиями и элементами декора. То есть, на плечи одного человека часто ложиться конструктивная задача, дизайн, конечный результат, рекомендации клиенту и … диалог со строителями и заказчиком в последствии.
Функциональность в качестве связующего звена между клиентом и прорабом помогает первому не тратить лишних эмоций на область знаний в которой он, скорее всего, понимает мало и вникать не особо желает. Вот почему в цивилизованном мире начинать стройку без архитектора или дизайнера считается не просто моветоном, но и делом крайне затратным в области денежных средств. В конечном итоге, только упомянутый выше диалог способен предохранить заказчика и архитектора от пересечения тонкой грани между идеальным сочетанием и безвкусной пересортицей стилей.